Мне думается, и это мнение разделяют многие и многие в нашей стране, что мину под российскую государственность заложили не Ленин и его соратники большевики, а прогнивший к началу XX века российский царизм и безответственность российской элиты того времени с её компрадорским, прозападным характером. Было бы хорошо всем нам смотреть на отечественную историю с общенародной позиции. Сейчас это невозможно, но к этому надо стремиться. Первое условие этого: надо быть честным. Надо помнить, что воспеваемые сегодня Рюриковичи заложили основы многовекового крепостного рабства на Руси. Что воспеваемые Романовы закрепили это рабство, довели его до состояния, когда стали возможны «салтычихи», провели «освобождение» от него за счёт самого народа - так, что тот остался в долговой кабале на многие десятилетия вперёд.
В отличие от окружения Владимира Путина, которое, и это для нас не новость, постоянно демонстрирует свою ограниченность в подходах к вопросам истории советской эпохи, их оппоненты, верные честному подходу к истории и исторической правде, знают, как строить работу, чтобы люди не забыли то, что забывать нельзя.
В принципе, ничего в истории забывать нельзя, но есть некоторые принципиальные вещи, которые в связи с обсуждаемым нами вопросом надо назвать в первую очередь. Это церковно-государственные репрессии против старообрядцев. Это то, чьими жизнями был построен Санкт-Петербург. На чьих костях были построены демидовские заводы на Урале и на Алтае. Это то, сколько людей ни за что были расстреляны в столице Российской Империи 9 января 1905 года и на Лене в 1912 году. Это многие другие свидетельства антинародного характера российского царизма, который, вне всякого сомнения, должен был уйти с исторической сцены, но ушёл не так, чтобы открыть стране путь в будущее, а так, что вверг её в тяжелейшие исторические потрясения.
Наш народ, наша страна эти потрясения прошли, восстали, победили. На этом пути были свои жертвы. Многих из них, как мы сейчас думаем, можно и нужно было избежать. Но всё ли мы правильно понимаем в том времени, в его историософии? Что было преступлением? Что – наказанием? Что – той безвинной жертвой, на которой, как часто повторяется, построено православное мировоззрение, но признать которую в качестве неотъемлемой составляющей жизни почти никто не готов?
И ещё один вопрос: если эти жертвы были наказанием, то за что?
На все эти вопросы с классовой точки зрения не ответишь.И последнее. 1980-е нашу страну и наш народ вновь ввергли в потрясения – на этот раз уже с целью вернуть в Россию капитализм. За этот возврат в прошлое мы заплатили и продолжаем платить миллионами и миллионами преждевременных смертей. Это ещё даже не история, это живая повседневная боль каждого из нас, но слушаешь наших руководителей, смотришь телевизор, идёшь в кино, читаешь газеты, и создаётся впечатление, что тут уж нас точно стараются заставить забыть, кто лежит в российской земле и почему.
Михаил Демурин, обозреватель ИА REGNUM, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»