«АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»

      Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества

 

Телефон

+7 963 602 83 60

Роль молодежи в формировании национальной российской идеологии

Россия вступила в XXI век совсем не тем государством, каким было в конце XX. Изменилась политическая система, экономическая модель. Изменилась и идеология.

Рассматривая современное идеологическое поле, необходимо в первую очередь понимать, что данный вопрос традиционно играл немаловажную роль в российском обществе, задавая направление развития на целые десятилетия. Именно поэтому сейчас, в эпоху бурных изменений в России как государстве, необходимо очень четко определить общенациональную идеологическую систему, дабы максимально эффективно двигаться к намеченным ориентирам.

Но что же такое идеология? В словаре Ожегова приводится следующее определение: идеология – это система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество. Из этого можно сделать вывод, что идеология являет собой своеобразный набор идеалов и ценностей, объединяющий множество совершенно непохожих друг на друга людей.

В конституции Российской Федерации существует 13-я статья, регулирующая национальную идеологическую систему. В ней утверждается, что в нашей стране признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако, несмотря на прямой запрет, правительство имеет возможность обозначать ориентиры развития, а также указывать населению, какие идеалы помогут этих ориентиров достичь.

В перспективе развития могут находиться различные цели: построение особой экономической модели, объединение различных народов, групп и слоев населения, улучшение демографического положения в стране, создание определенного социального климата. И на каждую из этих целей существует уникальный набор идей, принципов и взглядов, которые власть прививает населению через СМИ, политические заявления и различные социальные проекты.

Именно таким образом идеология формируется в современных развитых и развивающихся странах, в том числе и в России. При этом государству необходимо наглядно показать населению, каким образом эти идеалы изменят к лучшему жизнь простых граждан, потому как только таким способом можно убедить людей этих идеалов придерживаться.

Подобная ситуация вынуждает властей грамотно подходить к выбору ориентиров развития страны, стараясь угодить интересам наибольшего количества социальных слоев.

Одним из таких слоев, возможно наиболее сложным для понимания, является молодежь. Её составляют активные, инициативные, энергичные люди, которые с большим усердием познают окружающий мир, и, несмотря на то, что еще не имеют должного жизненного опыта, обладают грандиозными амбициями, а потому являются главными двигателями государственного прогресса. Для описания подобной ситуации лучше всего подходит следующее выражение: старики – это настоящее, а молодежь – это будущее.

Однако подобный уклад непременно порождает ряд трудностей, среди которых особо выделяется старая как мир проблема противостояния отцов и детей, а конкретно ее частный случай – конфликт молодежи и государства. Воспитанное в новую эпоху поколение имеет совершенно иной взгляд на будущее своей страны, взгляд отличный от власти, а потому регулярно противится «вышестоящим» инициативам, считая их неправильными, необъективными и чересчур консервативными.

С другой стороны, поколение власть имущее смотрит на ситуацию в стране через призму огромного жизненного опыта, подкрепляя свое восприятие выработанным за много лет холодным, взвешенным взглядом. Оно может трезвее молодежи смотреть на встающие в государстве проблемы, а потому чаще бывает объективным в своей оценке.

В связи с этим возникает вопрос, от решения которого зависит будущее нашей страны: должно ли государство подстраивать молодежь под существующую идеологию или необходимо подстраивать идеологию под молодежь?

К сожалению, этот вопрос не имеет однозначного ответа, а потому требует детального рассмотрения всех его элементов, коих, в действительности, не мало.

Анализируя конфликт мнений и интересов двух сторон, необходимо в первую очередь изучить аргументы, которыми данные стороны апеллируют.

Когда речь заходит про роль молодежи в формировании государственной идеологии, чаще всего звучит довод, что представители данной возрастной категории обладают практически неиссякаемым запасом энергии, свежим, незамутненным излишним консерватизмом взглядом, возможностью и желанием долго и упорно работать.

В истории существует множество случаев, когда именно эта внутренняя мощь становилась той силой, которая двигала по направлению технического, социального, политического, научного, экономического или культурного развития все человечество. Так, смелые реформы молодого царя Петра I помогли России сократить отставание от ведущих европейских держав и подняли ее вес на международной арене. И все это будущий император делал несмотря на то, что практически вся политическая верхушка Русского царства воспринимала эти нововведения «в штыки». Однако, упорство, настойчивость и храбрость молодого правителя помогли ему воплотить в жизнь множество проектов в разных сферах жизни.

Смелость и умение держать удар также являются отличительными особенностями молодежи, помогающими представителям данной социальной группы не отступать перед неудачами и доводить до конца даже самые опасные задумки. Безусловно, такой подход много раз приводил к неудачам, порой даже краху целых государств, но без смелых решений и перелома старых догм невозможен всеобщий научный и общественный прогресс.

С другой стороны, у старшего поколения есть одно неоспоримое преимущество, имя которому – опыт.

Опыт, в данном случае, подразумевает под собой багаж практических и теоретических знаний, накопленный за долгие годы жизни. Абсолютно естественно, что этот багаж скорее будет больше у того, кто дольше принимает информацию из окружающей среды, то есть, почти наверняка, у более возрастной группы лиц, хотя и в этом, естественно, есть свои исключения, так как солидный возраст не всегда предполагает наличие большого количества полученной теоретической информации.

К тому же не стоит забывать, что любую информацию можно воспринимать, хранить, осмысливать и соединять между собой множеством различных способов. Людям свойственно проводить параллели и строить логические цепочки между вещами, совершенно друг с другом не связанными. И, к сожалению, эти ложные связи часто передаются между разными людьми как вирусы, заражая все больше и больше носителей, тем самым порождая настоящие эпидемии мифов и предрассудков.

И все же, нельзя отрицать колоссальную роль, которую опыт играет в жизни людей, особенно в ситуациях, когда необходимо принять спорное решение. В этом случае холодный, безэмоциональный взгляд, проходящий через призму долгих лет познания окружающего мира, может оказаться решающим фактором в выборе курса развития государства.

Однако, есть еще один факт, который позволяет по новому взглянуть на этот конфликт, особенно, если речь идет о долгосрочном, стратегическом планировании. Дело в том, что для полного понимания картины необходимо задаться вопросом: для кого предназначена Россия будущего?

Так или иначе, преемственность поколений необратима, а потому необходимо понимать, что в том государстве, которое строится сейчас усилиями власть имущих, жить будут не они, а нынешняя молодежь и их дети. Это в свою очередь означает, что приоритет в выборе стратегического развития государства необходимо отдавать той возрастной категории, которая будет главенствующей в долгосрочной перспективе.

И все же, наличие широкого спектра двусторонних аргументов, приводит к единственному возможному выводу: определить самый перспективный путь развития и подобрать к нему необходимую идеологию поможет только планомерное сотрудничество молодежи и государства, причем сотрудничество не разовое, заканчивающееся на первом же недопонимании сторон, а долгосрочное, способное эффективно решать насущные проблемы и задачи, без которых, к сожалению, не может обойтись ни одно крупное государство.

Молодые люди должны определять направление развития страны в длительном периоде, задавая основные тенденции, тренды, а также подстраивая идеологию под свои задачи и интересы. Однако старшее поколение призвано пропускать свежие идеи через призму собственного опыта и знаний, помогая юным умам не ошибиться в столь сложном выборе, последствия которого могут проявиться через много десятилетий.

Антон Филипченко, РАНХиГС при Президенте РФ, Институт управления и регионального развития (ИУРР)

Фото: www.culture.ru

Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ» является не имеющим членства общественным объединением, которое занимается поддержкой и реализацией гуманитарных проектов, способствующих сплоченности общества на принципах просвещения, патриотизма, культуры, уважения к богатому историческому прошлому России.

 

Please publish modules in offcanvas position.