«АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»

      Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества

 

Телефон

+7 963 602 83 60

Советский патриотизм предвоенного времени

Становление и развитие государственности немыслимо без воспитания у граждан чувства любви к Родине, готовности встать на её защиту. Не утратил актуальности опыт по формированию патриотического сознания граждан, который был получен в предвоенные годы.

Вспоминая то непростое время, великий русский мыслитель и фронтовик А.А. Зиновьев писал: «Коммунистическое общество на самом деле принесло миллионам людей образ жизни, который послужил реальной основой для системы высших ценностей... Образование и возможность улучшать жизненную позицию за счёт личных способностей, героического труда и достойного поведения в коллективе. Овладение культурой, знаниями и профессией, а также завоевание уважения и почёта в своем окружении. Служение народу и стране. Самопожертвование ради интересов коллектива. Самоограничение. Появилось много последователей этой системы ценностей. Благодаря им были совершены бесчисленные подвиги».

Подвигом была и жизнь самого Александра Александровича.

Ценность патриотизма в послереволюционной России не сразу заняла подобающее ей место в идеологии, пропаганде и системе образования. В первые годы после прихода к власти вожди РКП(б) мечтали о мировой революции, стремились к ее осуществлению.

Патриотические призывы зазвучали весной 1920 г., когда войска Польши вторглись на Украину и в Белоруссию. Реакцией на поражение германской революции 1923 г. стала теория построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Обосновывая её, И.В. Сталин подчёркивал: «Победа социализма в одной стране не есть самодовлеющая задача. Революция победившей страны должна рассматривать себя не как самодовлеющую величину, а как подспорье, как средство для ускорения победы пролетариата во всех странах».

Перемены в официальной идеологии и пропаганде обозначились после ХVII съезда ВКП(б). Советский патриотизм стал важной и неотъемлемой частью идеологии. Главными причинами поворота были приход к власти в Германии А. Гитлера, не скрывавшего своих людоедских планов в отношении СССР и советского народа, и крах надежд на скорую победу пролетарской революции в передовых государствах Запада.

Свой вклад в формирование патриотического сознания у граждан, наряду с партийными и государственными организациями, внесли комсомол, профсоюзы, СМИ, научные, образовательные и культурные учреждения.

Перемены в идеологии раньше всего проявилась на «историческом фронте». В мае 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», осудив прежние подходы к преподаванию общественных дисциплин в школе, когда «вместо преподавания гражданской истории в живой и занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносились абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».

ЦК ВКП(б) утвердил постановление «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР». 7 июня 1934 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О переподготовке учителей по истории неполных средних и средних школ».

Было дано указание подготовить к июню 1935 г. новые учебники по истории, объявлен конкурс на учебник по истории СССР для 3-го и 4-го классов. В жюри поступило 46 рукописей. Победил «Краткий курс истории СССР» под редакцией проф. А.В. Шестакова. Его запустили в массовое производство. Авторский коллектив Московского государственного педагогического института (МГПИ) получил вторую премию в размере 75 тысяч рублей. Первая премия не была присуждена.


Новый учебник по истории СССР для 3-го и 4-го классов. 1937 год

Учебник состоял из 65 параграфов, имел карты и хронологическую таблицу. Его открывало Введение, проникнутое пафосом любви к родине, §1 назывался «Наша родина»:

«На земном шаре есть только одна социалистическая страна. Это наша родина.

Она самая большая страна во всём мире. На севере её вечные льды, а на юге – летом так жарко, что вызревают апельсины и лимоны, растут чай и хлопок.

По природным богатствам наша страна самая богатая в мире. Всё, что нужно для жизни, имеется в нашей стране.

С каждым годом у нас больше хлеба и других товаров.

С каждым годом у нас больше фабрик, заводов, школ, театров, кино.

Необычно быстро растут старые города, строятся новые.

Всё лучше, зажиточнее, веселее живут труженики СССР.

Ни в одной стране мира нет такой дружбы народов, как в СССР».

В 1934 г. МГУ и ЛГУ создали исторические факультеты. В 1936 г. в системе Академии наук СССР появился Институт истории. Были возвращены к работе выдающиеся историки С.В. Бахрушин, Ю.В. Готье, Б.Д. Греков, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и др.

С августа 1939 г. началось издание «Военно-исторического журнала».


Обложка первого номера «Военно-исторического журнала». 1939 год

Огромную роль в патриотическом воспитании молодежи сыграл кинематограф. Его идеологические и пропагандистские возможности Сталин оценивал чрезвычайно высоко. Накануне Великой Отечественной войны советские кинематографисты создали серию великолепных историко-патриотических кинолент: «Чапаев» (1934 г.) братьев Васильевых, «Пётр Первый» (1937-1939 гг.) В. Петрова, «Великий гражданин» (1938-1939 гг.) Ф. Эрмлера, «Минин и Пожарский» (1939 г.) В. Пудовкина и М. Доллера, «Суворов» (1941 г.). Пудовкина.Самым ярким и в наибольшей степени отвечавшим национальному самосознанию советского народа стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). Гениальную музыку к нему написал композитор С. Прокофьев. Фильм готовил советский народ к жестокой схватке с беспощадным врагом и прямо указывал, кто им станет.


Рекламный плакат фильма «Чапаев». 1934 год

Заметную роль в патриотическом воспитании народа сыграли юбилеи важнейших сражений русской истории. В 1937 г. в СССР отметили 125-летие Бородинской битвы и победы России в Отечественной войне 1812 г., а в 1939 г. – 230-летие разгрома шведов под Полтавой.

В 1937 г. наша страна так широко отмечала столетие гибели великого поэта А.С. Пушкина, что это вызвало удивленную реакцию русской эмиграции. Известный публицист Г.П. Федотов в статье «Тяжба о России» с удовлетворением констатировал: «Никогда ещё влияние Пушкина в России не было столь широким. Народ впервые нашёл своего поэта. Через него он открывает собственную свою историю. Он перестаёт чувствовать себя голым зачинателем новой жизни. Будущее связывается с прошлым». В предвоенные годы школьники учили стихи М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, В.И. Майкова, других русских поэтов.

Большой вклад в патриотическое воспитание народа внесли советские писатели. В те же годы, когда кинематографисты создавали перечисленные киноленты, писатели и поэты обратились к поворотным событиям нашей истории. К.М. Симонов создал поэмы «Суворов» (1939 г.) и «Ледовое побоище» (1940 г.), А.Н. Толстой написал пьесу «Пётр I» и продолжал работать над романом «Пётр Первый». Писатели не обходили молчанием сложные, а порой и трагичные, события истории. В 1940 г. А.С. Новиков-Прибой закончил двухтомник «Цусима».

В период с 1939 по 1941 гг. были завершены романы «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского, «Дмитрий Донской» С.П. Бородина, «Чингис-хан» В.Г. Яна и др.

В предвоенные годы сложилась традиция проводить торжественные всесоюзные мероприятия, посвящённые выдающимся деятелям культуры народов СССР: А. Навои, Ш. Руставели, Т. Шевченко, Х. Абовяну, А. Кунанбаеву и др. Произведения этих и многих других авторов, переведённые на русский и другие языки, быстро стали общекультурным достоянием всей страны. Советские дети читали сказки разных народов СССР.

С середины 1930-х на страницах газет и журналов замелькали слова «патриотизм», «Родина», «священная родная земля» и т.д. Не был забыт и интернационализм. С февраля 1939 г. Всесоюзное радио регулярно передавало «Военно-исторический календарь». Он включал в себя рассказы о полководцах, репортажи из музеев, беседы на исторические темы.

Наконец, можно вспомнить и о том, что в 1935 г. появились новогодние (они же рождественские) ёлки. Это «новаторство» также свидетельствовало о возвращении к национальным корням.

Все перечисленные и многие другие меры способствовали укреплению духовных сил народа накануне беспрецедентной по своим масштабам и ожесточённости войны с гитлеровской Германией. Профессор МГУ, доктор исторических наук А.И. Вдовин справедливо заметил, что «в формировании национального чувства и сознания огромную роль играет приобщённость к истории и традициям своего народа. Достигается это при помощи торжеств и празднеств, регулярно напоминающих о судьбоносных для данного народа исторических победах, деяниях выдающихся людей, датах их рождения и смерти, посредством национального способа совершения религиозных обрядов, при помощи исторических, художественных, мемориальных музеев. Чувство принадлежности к нации формируются столь же регулярным приобщением к произведениям искусства и архитектуры, созданной на данной территории людьми, идентифицировавшими себя с данной нацией. Все это в полной мере учитывалось и для сплочения единого советского народа во второй половине 30-х годов. Историко-патриотические чувства советских людей формировались учебными пособиями, кинофильмами, спектаклями, музейными экспозициями и выставками, литературными произведениями - всеми средствами науки, литературы и искусства».

Эффективность проделанной работы была доказана суровым летом 1941 г., когда сотни тысяч воспитанных Советской властью юношей и девушек в едином порыве добровольно пошли на фронт. Они поставили интересы Родины и своего государства выше личных интересов, всем сердцем восприняв призывы: «Все — на защиту Родины!» и «Родина-мать зовёт!».

Возникший вскоре после революции феномен «советского патриотизма» укрепился к концу 1930-х гг. Он одновременно являлся частью официальной идеологии и гражданским чувством любви к Родине. Опыт патриотического воспитания молодежи, накопленный в СССР в предвоенные годы, не утратил своего значения. Он требует глубокого осмысления и использования в сложных геополитических реалиях начала ХХI века.

Олег Назаров, доктор исторических наук, обозреватель журнала «Историк», член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ» является не имеющим членства общественным объединением, которое занимается поддержкой и реализацией гуманитарных проектов, способствующих сплоченности общества на принципах просвещения, патриотизма, культуры, уважения к богатому историческому прошлому России.

 

Please publish modules in offcanvas position.