Становление и развитие государственности немыслимо без воспитания у граждан чувства любви к Родине, готовности встать на её защиту. Не утратил актуальности опыт по формированию патриотического сознания граждан, который был получен в предвоенные годы.
Вспоминая то непростое время, великий русский мыслитель и фронтовик А.А. Зиновьев писал: «Коммунистическое общество на самом деле принесло миллионам людей образ жизни, который послужил реальной основой для системы высших ценностей... Образование и возможность улучшать жизненную позицию за счёт личных способностей, героического труда и достойного поведения в коллективе. Овладение культурой, знаниями и профессией, а также завоевание уважения и почёта в своем окружении. Служение народу и стране. Самопожертвование ради интересов коллектива. Самоограничение. Появилось много последователей этой системы ценностей. Благодаря им были совершены бесчисленные подвиги».
Подвигом была и жизнь самого Александра Александровича.
Ценность патриотизма в послереволюционной России не сразу заняла подобающее ей место в идеологии, пропаганде и системе образования. В первые годы после прихода к власти вожди РКП(б) мечтали о мировой революции, стремились к ее осуществлению.
Патриотические призывы зазвучали весной 1920 г., когда войска Польши вторглись на Украину и в Белоруссию. Реакцией на поражение германской революции 1923 г. стала теория построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Обосновывая её, И.В. Сталин подчёркивал: «Победа социализма в одной стране не есть самодовлеющая задача. Революция победившей страны должна рассматривать себя не как самодовлеющую величину, а как подспорье, как средство для ускорения победы пролетариата во всех странах».
Перемены в официальной идеологии и пропаганде обозначились после ХVII съезда ВКП(б). Советский патриотизм стал важной и неотъемлемой частью идеологии. Главными причинами поворота были приход к власти в Германии А. Гитлера, не скрывавшего своих людоедских планов в отношении СССР и советского народа, и крах надежд на скорую победу пролетарской революции в передовых государствах Запада.
Свой вклад в формирование патриотического сознания у граждан, наряду с партийными и государственными организациями, внесли комсомол, профсоюзы, СМИ, научные, образовательные и культурные учреждения.
Перемены в идеологии раньше всего проявилась на «историческом фронте». В мае 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», осудив прежние подходы к преподаванию общественных дисциплин в школе, когда «вместо преподавания гражданской истории в живой и занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносились абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».
ЦК ВКП(б) утвердил постановление «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР». 7 июня 1934 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О переподготовке учителей по истории неполных средних и средних школ».
Было дано указание подготовить к июню 1935 г. новые учебники по истории, объявлен конкурс на учебник по истории СССР для 3-го и 4-го классов. В жюри поступило 46 рукописей. Победил «Краткий курс истории СССР» под редакцией проф. А.В. Шестакова. Его запустили в массовое производство. Авторский коллектив Московского государственного педагогического института (МГПИ) получил вторую премию в размере 75 тысяч рублей. Первая премия не была присуждена.
Новый учебник по истории СССР для 3-го и 4-го классов. 1937 год
Учебник состоял из 65 параграфов, имел карты и хронологическую таблицу. Его открывало Введение, проникнутое пафосом любви к родине, §1 назывался «Наша родина»:
«На земном шаре есть только одна социалистическая страна. Это наша родина.
Она самая большая страна во всём мире. На севере её вечные льды, а на юге – летом так жарко, что вызревают апельсины и лимоны, растут чай и хлопок.
По природным богатствам наша страна самая богатая в мире. Всё, что нужно для жизни, имеется в нашей стране.
С каждым годом у нас больше хлеба и других товаров.
С каждым годом у нас больше фабрик, заводов, школ, театров, кино.
Необычно быстро растут старые города, строятся новые.
Всё лучше, зажиточнее, веселее живут труженики СССР.
Ни в одной стране мира нет такой дружбы народов, как в СССР».
В 1934 г. МГУ и ЛГУ создали исторические факультеты. В 1936 г. в системе Академии наук СССР появился Институт истории. Были возвращены к работе выдающиеся историки С.В. Бахрушин, Ю.В. Готье, Б.Д. Греков, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и др.
С августа 1939 г. началось издание «Военно-исторического журнала».
Обложка первого номера «Военно-исторического журнала». 1939 год
Огромную роль в патриотическом воспитании молодежи сыграл кинематограф. Его идеологические и пропагандистские возможности Сталин оценивал чрезвычайно высоко. Накануне Великой Отечественной войны советские кинематографисты создали серию великолепных историко-патриотических кинолент: «Чапаев» (1934 г.) братьев Васильевых, «Пётр Первый» (1937-1939 гг.) В. Петрова, «Великий гражданин» (1938-1939 гг.) Ф. Эрмлера, «Минин и Пожарский» (1939 г.) В. Пудовкина и М. Доллера, «Суворов» (1941 г.). Пудовкина.Самым ярким и в наибольшей степени отвечавшим национальному самосознанию советского народа стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). Гениальную музыку к нему написал композитор С. Прокофьев. Фильм готовил советский народ к жестокой схватке с беспощадным врагом и прямо указывал, кто им станет.
Рекламный плакат фильма «Чапаев». 1934 год
Заметную роль в патриотическом воспитании народа сыграли юбилеи важнейших сражений русской истории. В 1937 г. в СССР отметили 125-летие Бородинской битвы и победы России в Отечественной войне 1812 г., а в 1939 г. – 230-летие разгрома шведов под Полтавой.
В 1937 г. наша страна так широко отмечала столетие гибели великого поэта А.С. Пушкина, что это вызвало удивленную реакцию русской эмиграции. Известный публицист Г.П. Федотов в статье «Тяжба о России» с удовлетворением констатировал: «Никогда ещё влияние Пушкина в России не было столь широким. Народ впервые нашёл своего поэта. Через него он открывает собственную свою историю. Он перестаёт чувствовать себя голым зачинателем новой жизни. Будущее связывается с прошлым». В предвоенные годы школьники учили стихи М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, В.И. Майкова, других русских поэтов.
Большой вклад в патриотическое воспитание народа внесли советские писатели. В те же годы, когда кинематографисты создавали перечисленные киноленты, писатели и поэты обратились к поворотным событиям нашей истории. К.М. Симонов создал поэмы «Суворов» (1939 г.) и «Ледовое побоище» (1940 г.), А.Н. Толстой написал пьесу «Пётр I» и продолжал работать над романом «Пётр Первый». Писатели не обходили молчанием сложные, а порой и трагичные, события истории. В 1940 г. А.С. Новиков-Прибой закончил двухтомник «Цусима».
В период с 1939 по 1941 гг. были завершены романы «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского, «Дмитрий Донской» С.П. Бородина, «Чингис-хан» В.Г. Яна и др.
В предвоенные годы сложилась традиция проводить торжественные всесоюзные мероприятия, посвящённые выдающимся деятелям культуры народов СССР: А. Навои, Ш. Руставели, Т. Шевченко, Х. Абовяну, А. Кунанбаеву и др. Произведения этих и многих других авторов, переведённые на русский и другие языки, быстро стали общекультурным достоянием всей страны. Советские дети читали сказки разных народов СССР.
С середины 1930-х на страницах газет и журналов замелькали слова «патриотизм», «Родина», «священная родная земля» и т.д. Не был забыт и интернационализм. С февраля 1939 г. Всесоюзное радио регулярно передавало «Военно-исторический календарь». Он включал в себя рассказы о полководцах, репортажи из музеев, беседы на исторические темы.
Наконец, можно вспомнить и о том, что в 1935 г. появились новогодние (они же рождественские) ёлки. Это «новаторство» также свидетельствовало о возвращении к национальным корням.
Все перечисленные и многие другие меры способствовали укреплению духовных сил народа накануне беспрецедентной по своим масштабам и ожесточённости войны с гитлеровской Германией. Профессор МГУ, доктор исторических наук А.И. Вдовин справедливо заметил, что «в формировании национального чувства и сознания огромную роль играет приобщённость к истории и традициям своего народа. Достигается это при помощи торжеств и празднеств, регулярно напоминающих о судьбоносных для данного народа исторических победах, деяниях выдающихся людей, датах их рождения и смерти, посредством национального способа совершения религиозных обрядов, при помощи исторических, художественных, мемориальных музеев. Чувство принадлежности к нации формируются столь же регулярным приобщением к произведениям искусства и архитектуры, созданной на данной территории людьми, идентифицировавшими себя с данной нацией. Все это в полной мере учитывалось и для сплочения единого советского народа во второй половине 30-х годов. Историко-патриотические чувства советских людей формировались учебными пособиями, кинофильмами, спектаклями, музейными экспозициями и выставками, литературными произведениями - всеми средствами науки, литературы и искусства».
Эффективность проделанной работы была доказана суровым летом 1941 г., когда сотни тысяч воспитанных Советской властью юношей и девушек в едином порыве добровольно пошли на фронт. Они поставили интересы Родины и своего государства выше личных интересов, всем сердцем восприняв призывы: «Все — на защиту Родины!» и «Родина-мать зовёт!».
Возникший вскоре после революции феномен «советского патриотизма» укрепился к концу 1930-х гг. Он одновременно являлся частью официальной идеологии и гражданским чувством любви к Родине. Опыт патриотического воспитания молодежи, накопленный в СССР в предвоенные годы, не утратил своего значения. Он требует глубокого осмысления и использования в сложных геополитических реалиях начала ХХI века.
Олег Назаров, доктор исторических наук, обозреватель журнала «Историк», член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»