«АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»

      Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества

 

Телефон

+7 963 602 83 60

Социализация знаний – одно из главных достижений большевиков в становлении СССР

Когда в октябре 1917 года большевики пришли к власти, то как партия, в своей деятельности опирающаяся на положения «Манифеста коммунистической партии», свои задачи они видели в становлении государства нового типа. Согласно манифесту, «…первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

<…> Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

<…>На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 4. — М.: Политиздат, 1955, с. 446–447).

В экономике ассоциацией принято называть добровольное объединение предприятий для достижения общей хозяйственной, научной или какой-либо другой цели. Основной задачей ассоциации является координация работ по оптимизации привлеченных сил и средств. В отличие от общины или корпорации человек, будучи включенным в различные ассоциации, может сохранять контроль над своими действиями в каждой из них, а значит — в меру своей ответственности — влиять на деятельность конкретной ассоциации. Поскольку ассоциативный способ связи добровольный, индивиду, чтобы осуществлять свое волеизъявление,необходим достаточно высокий уровень понимания целей и способов функционирования тех ассоциаций, к которым он стремится присоединиться, и нести ответственность за результаты ее деятельности. А это значит, что с марксистской точки зрения, не всякое сообщество людей образует ассоциацию. Более того, ассоциации как государственные структуры сами по себе не образуются. Они возникают в результате целенаправленных действий. А это значит, что сознательное и ответственное поведение образующих то или иное сообщество индивидов — основное условие построения государств коммунистического типа.

Совсем не случайно, что на следующий день после взятия Зимнего дворца и ареста временного правительства Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры. В октябре 1921 года, выступая на II Всероссийском съезде политпросветов с докладом «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» Владимир Ленин оценивает задачу ликвидации безграмотности как важнейшую:

«…недостаточно безграмотность ликвидировать, но нужно еще строить советское хозяйство, а при этом на одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры. Надо, чтобы человек на деле пользовался уменьем читать и писать <…>.

Надо добиться, чтобы уменье читать и писать вело к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства.

Советские законы очень хороши, потому что предоставляют всем возможность бороться с бюрократизмом и волокитой, возможность, которую ни в одном капиталистическом государстве не предоставляют рабочему и крестьянину. А что — пользуются этой возможностью? Почти никто! И не только крестьянин, громадный процент коммунистов не умеет пользоваться советскими законами по борьбе с волокитой, бюрократизмом или с таким истинно русским явлением, как взяточничество. Что мешает борьбе с этим явлением? Наши законы? Наша пропаганда? Напротив! Законов написано сколько угодно! Почему же нет успеха в этой борьбе? Потому, что нельзя ее сделать одной пропагандой, а можно завершить, только если сама народная масса помогает» (Ленин В.И. ПСС в 55-ти томах. Изд. 5-е. — Т. 44, с. 170–171).


Ликбез на заводе «Красный богатырь». 1932 г

В отличие от задачи просвещения, то есть простого приобщения людей к установленным стандартам знания (чем, собственно, и занимается пропаганда), коммунисты в лице Владимира Ленина, считали более важной задачу развивать уменье использовать полученные знания для улучшения собственной жизни и жизни своей страны. Иными словами, знания должны быть социализированы, должны с необходимостью вовлекать людей в ответственное отношение к собственной деятельности как части общего дела.

В первые годы существования советской власти для этого было сделано немало: в июне 1918 г. СНК принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике», 16 октября того же года утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в соответствии с которым создавалась единая, обязательная для детей 8–17 лет, трудовая 9-летняя школа с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке. Для развития преподавания на родных языках в 1920–1930 годах были разработаны алфавиты и создана письменность для десятков народов и народностей страны (башкиры, буряты, киргизы, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.). Арабская письменность народов Средней Азии и Кавказа была переведена сначала на латинскую, а затем на русскую графическую основу (азербайджанцы, казахи, таджики, туркмены, узбеки и др.). Включение всех народов в управленческую деятельность государства — было одной из основных задач построения в СССР общества коммунистического типа.


Почетный знак Лауреата Ленинской премии

Продолжавшаяся с 1917 по 1922 год гражданская война не позволяла партии большевиков в полной мере реализовывать поставленные цели, но в марте 1921 года на X съезде ВКП(б) политика военного коммунизма была заменена на НЭП. За последующие до начала Великой отечественной войны 19 относительно мирных лет молодая республика Советов успела невероятно много. Еще в декабре 1919 г. Советом народных комиссаровбыл принят декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно переписи 1897 г. из 126 миллионов опрошенных мужчин и женщин старше 9 лет грамотой владели только 21,1%, согласно же переписи 1939 г. грамотность среди населения в возрасте от 16 до 50 лет составили почти 90%. Иными словами грамотность населения за 29 лет возросла более чем в 4 раза.

Но задача социализации знания не была бы решена, если бы в мероприятиях по доступности знаний всем слоям населения не учитывался еще один аспект — повышение социальной статусности людей, показавших успехи в освоении и применении полученных знаний в деле, которым они занимаются. 23 июня 1925 г. по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК были учреждены премии имени В.И. Ленина. С 1926 по 1935 годы премии присуждались за научные труды «в целях поощрения научной деятельности в направлении, наиболее близком идеям В.И. Ленина, а именно в направлении тесной связи науки и жизни». В 1924–1931 гг. в СССР постепенно сформировалась целая сеть обществ поощрения изобретательской деятельности — от высших (всесоюзных и республиканских) до местных изобретательских органов при производственных и транспортных предприятиях. В январе 1932 г. был проведен учредительный съезд Всесоюзного общества изобретателей, объединившего около 300 тысяч человек. Начавшееся в 1935 г. «стахановское движение» расширило возможности технического творчества новаторов.

Объявленная в мае 1929 г. индустриализация СССР предполагала помимо наращивания промышленного потенциала страны коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию. За годы индустриализации объем производства в тяжелой промышленности вырос в 4 раза, что не только обеспечило стране экономическую независимость, но и значимо усилило ее обороноспособность. Обращаю внимание и на один, с моей точки зрения, важный факт: индустриализация главным образом проводилась на Урале, в Поволжье, Сибири и Средней Азии. А это значит, что в этих районах процесс социализация знания был наиболее интенсивным. И именно сюда в июне–сентябре 1941 года была успешно осуществлена эвакуация 1360 стратегически важных предприятий.


За годы индустриализации объем производства в тяжелой промышленности в СССР вырос в 4 раза, что не только обеспечило стране экономическую независимость, но и усилило ее обороноспособность

Но победа СССР над Германией времен Третьего рейха была не только военной. Она подтвердила, что ориентация населения на понимание значимости и важности своей деятельности в контексте задач, стоящих и перед страной и перед миром в целом, делает и людей и государства более жизнеспособными. Несмотря на кризисы, и даже вопреки им, такие страны не только сохраняются, но и продолжают двигаться вперед, то есть сохраняют свою цивилизационную значимость. И вот что по этому поводу писал в 1844 г. Карл Маркс в своей работе «К критике гегелевской философии права»:

«Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (в переводе с латинского — доказательство применительно к данному лицу — А.Ф.), a доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е, т. 1. — М.: Политиздат, 1957, с 422).

В заключение отметим еще одну важную мысль Карла Маркса, высказанную им в письме от 29 ноября 1886 г. к переехавшему в США немецкому социал-демократу Адольфу Зорге:

«Немцы так и не сумели сделать из своей теории рычаг, который привел бы в движение американские массы. Они в большинстве случаев сами не понимают этой теории и рассматривают ее доктринерски и догматически, как нечто такое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни. Для них это догма, а не руководство к действию. К тому же они из принципа не изучают английский» язык» (Маркс К.,Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2, т. 36. — М.: Политиздат, 1964, с 488).

Думается, поиски выхода из кризиса, в который погружен современный мир, — это, прежде всего, интеллектуальная работа в контексте социализации знаний, а не догматические и схоластические измышления в надежде унизить или запугать противника.

Анастасия Федина, ученица А.А.Зиновьева, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

 
 
 
 
 
 

Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ» является не имеющим членства общественным объединением, которое занимается поддержкой и реализацией гуманитарных проектов, способствующих сплоченности общества на принципах просвещения, патриотизма, культуры, уважения к богатому историческому прошлому России.

 

Please publish modules in offcanvas position.