В Оргкомитет Всероссийского конкурса студенческих и аспирантских работ в области философии и социологии «Философия как инструмент для понимания и развития общества: нужна ли России государственная идеология?» поступила инициатива от Михаила Фридмана, научного консультанта Международного научно–образовательного центра имени А.А.Зиновьева МГУ им. М.В.Ломоносова, члена Зиновьевского клуба Международного информационного агентства “Россия сегодня”, кандидата педагогических наук, члена Оргкомитета конкурса внести изменения в Положение о конкурсе. А именно, расширить круг потенциальных участников конкурса.
В Оргкомитет Всероссийского конкурса студенческих и аспирантских работ в области философии и социологии «Философия как инструмент для понимания и развития общества: нужна ли России государственная идеология?» поступила инициатива от Михаила Фридмана, научного консультанта Международного научно–образовательного центра имени А.А.Зиновьева МГУ им. М.В.Ломоносова, члена Зиновьевского клуба Международного информационного агентства “Россия сегодня”, кандидата педагогических наук, члена Оргкомитета конкурса внести изменения в Положение о конкурсе. А именно, расширить круг потенциальных участников конкурса.
Оргкомитет, ознакомившись с предложением М. Фридмана, внес соответствующие изменения в Положение.
В разделе 1. Общие положения в пункте 1.2 первоначально значилось: «Конкурс проводится в целях привлечения студентов и аспирантов философских и социологических факультетов высших учебных заведений Российской Федерации…».
В разделе же 2. Участники конкурса в пункте 2.1 в первоначальной версии определялось: «В конкурсе принимают участие студенты 4 и 5 курсов и аспиранты философских и социологических факультетов высших учебных заведений Российской Федерации…».
В нынешней версии Положения в этих пунктах выглядят так: «Конкурс проводится в целях привлечения студентов и аспирантов высших учебных заведений Российской Федерации…» и «В конкурсе принимают участие студенты и аспиранты высших учебных заведений Российской Федерации…»
Наш корреспондент попросил Михаила Фридмана прокомментировать свою инициативу.
«Речь идет о конкурсе студенческих и аспирантских работ, посвященных, наверное, главному на сегодня вопросу: «Нужна ли России идеология?». Если мы говорим о России, о государстве, то проблема государственного строительства, - это проблема всех, это проблема каждого. Каждый, а не специалисты каких-то отдельных отраслей или представители определенных областей или классов, должен принимать участие в этом строительстве. Мы живем в демократическом государстве с республиканской формой правления. А республика в переводе с латинского – это общее дело. Поэтому каждый гражданин должен участвовать в государственном строительстве, - отметил Фридман.
- Студенты и аспиранты – это та категория людей, на которых общество возлагает большую ответственность за будущее государства. Потому что это люди с определенным интеллектуальным потенциалом, люди, которым есть что предложить. Хотя надо сказать, что нынешнее студенчество значительно отличается от своих предшественников, когда высшее образование было эксклюзивным, редким. Сейчас высшее образование вещь вполне обыденная. Тем не менее, студенчество – это очень важная часть общества.
У нас в первоначальной версии Положения об этом конкурсе значилось, что в нем могут принимать участие студенты 4 и 5 курсов и аспиранты. Причем, студенты философских и социологических факультетов российских ВУЗов. Я считаю, что этого недостаточно. Ведь кроме студентов-философов у нас есть студенты-политологи, международники, культурологи, есть управленцы, экономисты. Это те студенты, которые обучаются гуманитарно-общественным наукам. Но ведь в стране есть масса студентов, которые обучаются по техническим, естественнонаучным специальностям и обладают очень оригинальным, серьезно отличающимся от гуманитарного, стилем мышления. Оно более структурировано, зачастую более логично. И там могут быть очень интересные ракурсы при взгляде на проблему идеологии. Поэтому я считаю, что необходимо значительно расширить количество факультетов, студенты и аспиранты которых могут принять участие в конкурсе. То есть не надо ограничиваться только философскими и социологическими факультетами. Главное, что участники - студенты, и им есть, что сказать. А где они учатся – это совершенно неважно. Скажем, человек может закончить бакалавриат по одной специальности, а магистратуру пройти по другой. В законе эта возможность обозначена.
Кроме того, есть еще один момент. Скажем, социологи напишут свои работы, скорее всего, примерно в одном и том же ключе, - социологическом. А идеология не может быть однобокой. Россия – многонациональная, многокультурная, многовозрастная. Здесь много разных людей разных национальностей, культур, вероисповеданий и так далее. Поэтому нужны разные ракурсы. Интересно увидеть в идеологии какие-то аспекты культуры, политики, бизнеса, экономики, производства, науки, образования и так далее. Важно, чтобы идеология была сбалансирована, чтобы она вбирала что-то из каждой предметной области.
Есть еще одно соображение. В первоначальном варианте положения о конкурсе предполагалось участие студентов и аспирантов четвертых и пятых курсов. На четвертом курсе студенты уже пишут дипломы, они уже одной ногой, так сказать, на производстве или магистратуре… То есть, это – уже выпускники. Между тем, есть очень толковые ребята и на втором, и первом курсах. Да, конечно, существует скептическая точка зрения: «Студенты первого или второго курса – они только что со школьной скамьи, что они могут?». Да, у многих из них есть еще элементы незрелости, многим не хватает жизненного опыта… Но что нужно нам, инициаторам конкурса? Рассчитывать на то, что студенты придумают некую панацею от всех болезней, принесут академикам и государственным мужам некий спасительный рецепт – это по крайней мере очень наивно. Но если мы преследуем помимо всего прочего и воспитательную задачу – немножко разбудить молодёжь, чтобы молодёжь была вовлечена в деятельность по государственному и общественному строительству, то расширять возможности для участия студентов в конкурсе просто необходимо. Пусть в нашем конкурсе примут участие студенты первых курсов. Пусть они будут не правы, не получат первых мест. Но само их участие будет иметь очень большое воспитательное значение.
Поэтому я считаю, что необходимо прописать в положении о конкурсе, что он является открытым для всех желающих студентов и аспирантов, а возраст, курсы и профиль подготовки потенциальных участников – всё это опустить», - подчеркнул Михаил Фридман.
Инициатива Михаила Фридмана получила одобрение Оргкомитета. И теперь в конкурсе могут принять участие студенты всех курсов любых факультетов ВУЗов и аспиранты.